От сильного государства –
к сильному гражданскому обществу
Принятие закона об экологическом контроле – очередной шаг Узбекистана в развитии экологической демократии и природоохранного законодательства
Как результат многолетней и кропотливой работы практически всех институтов гражданского общества 27 декабря 2013 года в Республике Узбекистан был принят Закон «Об экологическом контроле».
Новейшей истории Узбекистана до этого известны ещё два ярких случая широчайшего вовлечения всех слоёв общества в процесс законотворчества.
Это Конституция Республики Узбекистан, которая после публикации проекта её текста во всех официальных газетах и всенародного обсуждения, была принята с учетом мнения населения Узбекистана 8 декабря 1992 года на одиннадцатой сессии Верховного Совета Республики Узбекистан двенадцатого созыва.
Это Трудовой Кодекс, проект которого также был опубликован для всенародного обсуждения и после многомесячного обсуждения, доработки c учетом поступивших предложений был утвержден Законом от 21.12.1995 г. N 161-I.
Теперь это Закон «Об экологическом контроле».
Как показывает практика, ни один законопроект не появляется спонтанно, внезапно, в одночасье. Ему предшествует вынашивание идеи, планирование законотворческой деятельности, разработка законопроекта, выраженная политическая воля и поддержка руководства страны. Далее следует, собственно принятие и одобрение законопроекта в рамках процедур палат Олий Мажлиса и подписание Президентом страны.
Ясно, что законопроекты, рожденные из практических потребностей и гармонично вплетающиеся в соответствующие этапы развития общества и государства, нацеленные на работу в настоящем и будущем, всегда будут поддержаны и со временем обретут необходимый официальный статус.
Еще в середине девяностых годов прошлого столетия вопросу экологического контроля был посвящен ряд научных работ, статей юристов-практиков, круглых столов и семинаров для представителей общественности и государственных органов. Эта работа была продолжена и в первом десятилетии 2000-х годов.
Надо отметить, что первоначально приоритетным виделась разработка проекта закона, посвященного исключительно общественному экологическому контролю. Причина в том, что механизмы государственного экологического контроля, полномочия государственных контролирующих органов и спектр охвата ими контрольной деятельностью, инструменты контроля никогда не имели сколько-нибудь серьёзных институциональных недостатков или недостатка в правовом регулировании. Как ни парадоксально, но слабость осуществления государственного экологического контроля всегда ощущалась только в части невостребованного потенциала населения, общественности. Поэтому с уверенностью можно констатировать, что Закон «Об экологическом контроле» в большей степени необходим с целью вовлечения общественности в экологический контроль, в меньшей степени – с целью регулирования ведомственного и производственного контроля (своего рода «самоконтроль»), и совсем незначительно – для упорядочения государственного экологического контроля.
Если рассуждать утилитарно, то любое государство всегда найдет объект, способ, механизмы и процедуру осуществления государственного контроля или надзора. Но вопрос создания возможностей для общественного контроля в любой сфере государственной и общественной жизни является весьма тонким, деликатным, не допускающим перегибов ни в какую сторону: можем ли мы допустить мысль о возможности общественного контроля в сфере налогообложения? Или аналогичного прокурорскому надзору? Скорее «нет», чем «да».
Для тех, кто стоял у истоков законопроекта, знаковым стал день 12 ноября 2010 года, когда Президент страны И.А. Каримов в своём докладе на совместном заседании палат Олий Мажлиса отметил назревшую «необходимость в разработке проекта Закона «Об экологическом контроле», направленного на определение роли и места ННО в системе обеспечения охраны окружающей среды…», как составной части формирования и развития институтов гражданского общества.
Доклад дал мощнейший импульс процессу подготовки законопроекта с участием ещё более широкого круга специалистов, министерств, государственных комитетов и ведомств, научных организаций, академических вузов, общественности, средств массовой информации, депутатов Законодательной палаты Олий Мажлиса Республики Узбекистан, политических партий. Процесс подготовки проекта закона «Об экологическом контроле» принял необратимый характер. За два года, предшествовавших принятию закона, в масштабе страны силами ответственных исполнителей проведены десятки круглых столов, научно-практических конференций, семинаров. В процесс обсуждения было вовлечено более 70 тысяч активистов. Законопроект официально, решением Законодательной палаты после его принятия в первом чтении, был вынесен на широкое обсуждение.
Примечательно, что обсуждение законопроекта проводилось в соответствии с процедурами, установленными Законом «О всенародном обсуждении проектов законов», на основе принципов добровольности, равенства, гласности, доступности и свободы выражение мнений.
Это является признанием того, что законопроектом «Об экологическом контроле» затрагиваются наиболее важные вопросы общественной и государственной жизни.
Закон вступил в силу. Его содержание насыщено национальным опытом, а также положительным опытом других государств, адаптированным через призму особенностей общественного устройства Узбекистана, целей обеспечения благоприятной окружающей среды для жизни и здоровья настоящих и будущих поколений, защиты прав и законных интересов личности, общества и государства. Тем не менее, еще предстоит работа над обеспечением его осуществления. В частности, необходимо разработать и принять целый ряд подзаконных актов, детализирующих механизмы осуществления всех видов экологического контроля, формирования и деятельности общественных инспекторов экологического контроля, негосударственных некоммерческих организаций. В этот процесс уже вовлечены не только государственные органы, но и органы самоуправления граждан, молодежные организации, Национальная Ассоциация негосударственных некоммерческих организаций Узбекистана и другие.
Особая роль в Законе отводится органам самоуправления граждан, негосударственным некоммерческим организациям и самим гражданам в осуществлении экологического контроля. Они полномочны участвовать в подготовке и принятии решений по вопросам обеспечения охраны окружающей среды, рационального природопользования, в разработке и реализации государственных программ в сфере экологии. Таким образом, создается основа для учета мнений и соображений представителей общественности при принятии экологически значимых решений и, в свою очередь, усилит поддержку общественностью исполнение принятых решений.
Законом предусмотрено право общественности на получение информации о состоянии окружающей среды, рациональном использовании природных ресурсов, а также предусмотрена возможность изучения общественного мнения по этим вопросам. Установленная законом возможность заслушивания органами самоуправления граждан отчетов руководителей предприятий, учреждений и организаций, расположенных на соответствующей территории, по вопросам охраны окружающей среды, санитарного состоянии, благоустройства и озеленения территории и принятие решений по их результатам станет новой формой взаимодействия между общественностью и госорганами, хозяйствующими субъектами по данным вопросам. При этом следует иметь ввиду, что институт органов самоуправления граждан практически охватывает все население Республики. Из этого следует, что все и каждый при соответствующем изъявлении воли, желания, смогут на законной основе участвовать в экологическом контроле, инициировать и влиять на принятие решений.
Эффективная реализация положений данного закона, особенно в части участия общественности, ННО и других институтов гражданского общества, будет зависеть от того, насколько предоставляемые им права будут использованы ими.
В настоящее время во всех регионах республики Госкомприродой организуются семинары для разъяснения сотрудникам государственных органов, органов хозяйственного управления, хозяйствующим субъектам, органам самоуправления граждан, негосударственным некоммерческим организациям и гражданам сути и значения данного закона, открытых возможностях для участия в создании устойчивой окружающей среды, благоприятной для здоровья и благосостояния населения.
В совокупности, очевидно, что в Узбекистане совершен ещё один существенный шаг в развитии экологической демократии на деле, а не на словах. Следующий шаг – за общественностью.
Тимур Тилляев,
Начальник эколого-правового отдела
Государственного комитета
Республики Узбекистан
по охране природы